Будет ли Россия иметь высококвалифицированные кадры инженеров-машиностроителей?

Прежде всего, следует заметить, что говоря об инженерных кадрах России, мы обсуждаем проблему мирового масштаба, так как большая часть выдающихся инженеров имеет славянское происхождение. Действительно авиацию США создал Сикорский, телевидение Зворыкин, лучший американский истребитель своего времени F-16 спроектировал Петрушка и т.д. Историко-биологические причины этого изложены в статье «То, что будет» опубликованной в журналах «Русский инженер» № 3 за 2005 г. и «Инженер, технолог, рабочий» №5 за 2008 г. В 1876 году в Филадельфии, в 1900 году в Париже и др. Россией были получены большие золотые медали на Всемирных выставках за систему инженерного образования (Русская школа инженеров), предусматривающую получение каждым студентом рабочей профессии, что в СССР было ликвидировано в 50-е годы двадцатого века, сначала в МАИ, а затем в МВТУ. При этом общепризнанные успехи Русской школы инженеров были достигнуты не благодаря, а вопреки действовавшей в России и СССР системе отбора в технические ВУЗы по знаниям в области общеобразовательных предметов, несостоятельность которой показана в упомянутой статье, а также в статьях «Подготовка инженерных кадров малой энергетики на довузовском этапе» опубликованной в журнале «Промышленная энергетика» №12 за 2005 г.; «Подготовка кадров коммунальной энергетики на довузовском этапе» опубликованной в журнале «Реформа ЖКХ» №6 за 2005 г. и «Довузовская подготовка кадров малой энергетики» опубликованной в журнале «Энергобезопасность и энергосбережение» №2 за 2009 г. Ломоносов поступал в Греко-латинскую академию по липовым документам, как сын священника, крестьянских детей туда не брали. Менделеев не мог поступить в МГУ, т. к. после кадетского корпуса документы брали только в педвуз, а из профессоров МГУ его уволили. Отец Русской авиации Жуковский начинал учиться в самом престижном тогда Санкт-Петербургском институте путей сообщения, откуда был отчислен за неуспеваемость и далее учился в менее тогда престижном МГУ (слава Богу, что тогда не было всеобщей воинской обязанности). Циолковский два раза безуспешно поступал в МГУ. Без высшего образования остались: выдающийся конструктор авиадвигателей акад. А. А. Микулин, конструктор оружейник М. Т. Калашников. Это только те, кто пробился, на каждого из них, как мы предполагаем, приходится не менее тысячи затоптанных. Не надо думать, что это только давняя история, и в более позднее время таких примеров предостаточно. Г.Н. Бабакин, человек, не имевший высшего образования, является создателем всех советских космических межпланетных аппаратов, в том числе и лунохода. С. П. Королёв, которому с трудом давалась школьная математика, после окончания строительного ПТУ поступил в Киевский политехнический институт по звонку из горкома КПСС, обусловленным тем, что в ПТУ он построил планер.

Этой тенденции пыталась противостоять созданная в 1979 г. Комиссия

МАИ по техническому творчеству молодёжи (КТТМ). Положительные результаты учёбы принятых в МАИ по методике разработанной КТТМ не предусматривающей контроля знаний по общеобразовательным предметам изложены в упомянутой статье «То, что будет». Здесь можно привести наиболее свежий пример работы КТТМ. В 2010 году получил диплом с отличием МАИ студент, вошедший в систему заочного профессионального воспитания (ЗСПВ) за несколько лет до поступления в МАИ (ЗСПВ создана КТТМ). При поступлении в МАИ, он был зачислен с очень большими трудностями под честное слово председателя КТТМ, что этот студент будет отличником, несмотря на то, что знания по физике и математике у него были низкими. Для данного студента это было трудно, так как поддержки от родителей не было, а он с первого курса по собственной инициативе работал за копейки с начала на фирме «МИГ» (самолёты-истребители), а и потом на фирме Миля (вертолёты) и только через полгода после окончания МАИ уволился связи с тем что его не обеспечили ни творческой работой ни общежитием. Разочаровавшись в возможности творческой работы в современной авиапромышленности России, он поступил в магистратуру гуманитарного вуза. Это лишний раз подтверждает, что КТТМ обладает ноу-хау раннего выявления будущих Инженеров.

Применение такого «Ноу-хау» привлекло к поступлению на первый курс факультета «Двигатели летательных аппаратов» в 2008 г. пяти абитуриентов, из которых трое защитили диплом на «отлично» в 2013 г. и получат диплом с отличием, а остальные учились без «хвостов». Упомянутые трое активно занимаются научной работой, имеют научные публикации, в том числе, в реферируемых журналах входящих в «докторский» перечень ВАК. Один из них, как финалист конкурса У.М.Н.И.К. награжден дипломом Фонда содействия развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

С 2010 г. приём в технические вузы России осуществляется только по результатам ЕГЭ и олимпиадам по общеобразовательным предметам. При этом если ранее русский язык оценивался зачёт-незачёт, то с 2010г. его оценка входит в сумму конкурсных баллов. Это означает, что Инженеров в России, а, следовательно, и в мире больше не будет. А только будут люди с дипломами о высшем образовании не имеющие интереса к инженерной профессии. В ближайшие несколько лет, в связи с демографическим спадом, потери будут только за счёт тех потенциально талантливых Инженеров, у которых не примут документы в вузы в связи с баллом ЕГЭ ниже установленного Министерством образования и науки. После появления конкурса в технические вузы Инженеров не будет вообще. Всё прекрасно будет только с так называемыми творческими вузами, где отбор осуществляется по творческим испытаниям (танцы, пение, декламация). Деятели упомянутого министерства не считают профессию инженера творческой, поэтому отбор по методике КТТМ теперь не возможен. Так что всё будет согласно басне Крылова «Ты всё пела, это дело, так поди же попляши».

Подход этих господ к проблемам образования и науки известен очень давно, за что А.И.Герцен назвал аналогичное министерство царской России «Министерство народного затемнения», а К.Э.Циолковский раскритиковал такой подход в статье «Двигатели прогресса».

Но выход есть для тех руководителей авиационно-космических предприятий, кто может нестандартно мыслить. Вариант обеспечения настоящими инженерами существует. Для этого надо принять решение о приёме на инженерные должности выпускников Колледжа космического машиностроения и технологии (ККМТ), отвечающих определённым требованиям. Учебные программы этого среднего профессионального учебного заведения сохранились со времен С.П. Королёва, они более содержательны, чем в соответствующих машиностроительных вузах. Так сравнительный анализ формально действующей программы инженерной графики и начертательной геометрии КККМТ и этой программы реализовавшийся в МАИ в 1967-1969 годах показал большую сложность программы КККМТ (КККМТ был присоединен к ФТА в качестве подразделения ККМТ). Конечно, обеспечить реализацию преподавания технических дисциплин на уровне этих программ могут, а главное хотят, далеко не все преподаватели ККМТ. Да это и не нужно: речь идёт о таком преподавании только для тех студентов ККМТ, которые эти программы могут, а главное хотят, освоить. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Уже 3,5 года работает с начало преподавателем технических дисциплин в КККМТ а теперь заведующим лабораторией ККМТ Шкарупа С.О., окончивший с отличием аэрокосмический факультет МАИ в 2010 г. Он имеет ряд публикаций в реферируемых журналах входящих в «докторский» перечень ВАК как технического, так и физико-математического направлений. В своём авиамодельном кружке в г. Тихорецке, в отличие от кружков московского региона имеющего станок с ЧПУ, он освоил программирование таких станков. Теперь по ТВ видно, что в кабинете Президента РФ стоит флагшток с отфрезерованным гербом РФ. Программы изготовления его деталей С.О. Шкарупа составил еще в свои школьные годы. Тогда же он вошёл в ЗСПВ и блестяще написал Всероссийскую заочную научно-техническую олимпиаду (ВЗНТО), являющуюся одним из элементов ЗСПВ. В 2009г. он стал финалистом программы У.М.Н.И.К. , а в 2010 году он стал её победителем и с января 2011 года открылось финансирование его проекта «Разработка мини-ТЭЦ на базе многоцилиндрового поршневого двигателя, обладающего свойством самостабилизации частоты вращения и её экспериментальное изучение» со стороны фонда Содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. В 2013 г. он успешно окончил второй год работы по программе У.М.Н.И.К. и готовится к переходу на программу «Старт». Такие люди как Шкарупа С.О. способны к эффективному самообучению. Так для реализации его проекта и других проектов студенческого конструкторского бюро в ККМТ он выбрал токарный станок 1К62Д с наилучшим состоянием направляющих, но в неисправном состоянии. Он сумел найти, в том числе через интернет, всю ремонтную документацию по этому станку, справочник по проектированию металлорежущих станков. Разобрал вместе со студентом КККМТ станок до винтика, изготовил и закупил необходимые детали и смазки и, собрав, привёл его в идеальное состояние, хотя ранее не имел опыта ремонтных работ по станкам и их конструированию, затем он отремонтировал горизонтально-фрезерный станок и привел не только в рабочее состояние станок с ЧПУ, но и провел его глубокую модернизацию.

Обучение в ККМТ предполагает обязательное получение рабочей профессии, то есть, в отличие от современных вузов России, реализуется упомянутая Русская школа подготовки инженеров. Интересно, что наиболее толковые студенты машиностроительных вузов и выпускники, даже не зная о Русской школе подготовки инженеров, исходя просто из здравого смысла, стремятся получить рабочую профессию. Так С.О. Шкарупа получил в ККМТ удостоверения токаря, фрезеровщика, слесаря и кроме универсальных станков освоил промышленные станки с ЧПУ, имеющиеся в ККМТ.

Все великие российские инженеры, когда были студентами, работали в студенческих конструкторских бюро (СКБ). В современных вузах России самостоятельная работа студентов над своими проектами даже после вступления в силу 117 закона РФ практически невозможна. Все свободные площади сдали в аренду. Существующие площади заняты экспериментальными установками прошлого века. Профессура надеется, что они понадобятся для выполнения в будущем в хоздоговорных работ с промышленностью.

Другая ситуация в ККМТ, где еще до присоединения к Финансово-технологической академии (ФТА) был взят курс на полную ликвидацию арендаторов. В результате только для направления СКБ «Малая и нетрадиционная энергетика», которым занимается студенческое конструкторско-технологическое бюро (СКБ) выделено офисное помещение с междугородним телефоном и компьютером подключённым к интернету площадью 5,5*5,5 м2 внутри здания ККМТ для проведения основных работ СКБ. Это помещение отделено через ворота перегородкой от помещения площадью 5,5*16,5 м2, имеющего таль. СКБ будет его использовать для производства. Для СКБ выделены: не отапливаемый ангар под склад оборудования площадью 4,8*7,2 м2; отапливаемый ангар площадью 5,5*5,5 м2 для размещения экспериментального образца микро-ТЭЦ. Кроме того, в распоряжении Шкарупы С.О. находится лаборатория технологического оборудования машиностроительного производства, где он, как её заведующий, и студенты колледжа под его руководством имеют право работать на двух станках с ЧПУ (фрезерный и токарный) и всех универсальных станках (упомянутые токарный, фрезерный, сверлильный). Кроме того, в основном помещении экспериментально-производственных мастерских имеется четыре фрезерных и двадцать девять токарных станков). Таким образом, в ККМТ создана экспериментально-производственная база СКБ, обеспечивающая высокий инженерный уровень подготовки тех студентов ККМТ, которые пожелают работать в СКБ, и будут туда приняты по конкурсу. Квалифицированными наставниками они будут обеспеченны, так как на базе научной группы МАИ «Промтеплоэнергетика» создано объединённая научная группа, куда вошли сотрудники и аспиранты ККМТ, МАИ, ВИСХОМ, МЭИ и др., которые еще в школьные годы были включены в упомянутую ЗСПВ. Эта объединенная научная группа, в основном, базируется в ККМТ. Предполагается что все члены объединенной научной группы, в том числе работающие по упомянутому направлению СКБ студенты ККМТ, имеющие возраст 18-27 лет станут участниками программы У.М.Н.И.К. и далее «Старт». Так например студент ККМТ Солодовников М.А. уже успешно окончил первый год программы У.М.Н.И.К. и готовится к переходу на второй год. А студент ККМТ Малеев В.Н. стал полуфиналистом этой программы, теперь он студент МАИ с предоставлением общежития

С 2015 г. в ККМТ вероятно будет осуществляться набор нескольких процентов от общего числа учащихся через ЗСПВ (моделисты, победители ВЗНТО, с 2008 г. проводимой совместно Клубом студентов и молодежи «Первые», МАИ, ФТА). Это гарантированно обеспечит высокий инженерный уровень подготовке выпускников ККМТ.

Что касается преподавателей ККМТ, то выходим на связь с выпускниками МАИ находящихся на учёте в КТТМ (моделисты, победители научно-технической олимпиады). Было разослано 1000 писем, а затем еще 850. Они приглашены на работу в ККМТ. В перспективе серийное производство паропоршневых двигателей (ППД) разработки СКБ даст дополнительный заработок таким преподавателям, участвующим в разработке ППД. ППД будут с каждым годом более востребованы, так как предназначены для привода вспомогательного оборудования котельных, электродвигатели которых сейчас работают от с каждым годом теряющих надёжность электросетей. Это происходит в том числе из-за изменения климата. Другим направлением является микро-ТЭЦ на базе ППД, которая обеспечит сельский дом электроэнергией и отоплением/кондиционированием, используя в качестве топлива дрова. Таким образом, сельский житель будет независим от теряющих надёжность электросетей и природного газа, которого тоже может не быть. Вечная мерзлота тает, а газопроводы России расположены в ёё зоне. Тем не менее, возможно создание газовой микро-ТЭЦ для квартиры многоквартирного дома. Более подробнее об этой тематике можно узнать из статей Дубинина, Лаврухина и др. опубликованных в реферируемых журналах «Промышленная энергетика», входящем в «докторский» перечень ВАК № 9, 10, 11 за 2005 год, № 1, 9 за 2006 год, № 6 за 2007 год, № 3, 6, 7, 8 за 2008 год и Энергоресурсосбережение и энергоэффективность № 6 за 2010 год, а также в журналах «Реформа ЖКХ» № 3, 4 за 2005 год и «Коммунальный комплекс России» № 11, 12 за 2009 год и № 1, 2, 3, 4 за 2010 год, Альтернативный киловатт №12, за 2010 год. На сайте www.energodub.ru выложено полная версия статьи «Котельные России – самой холодной страны мира должны работать без использования сетевой электроэнергии иначе замерзнем» и диссертация Дубинина В.С. в которой показана целесообразность для газифицированных регионов России отказа от центральных электросетей, успешно защищенная 26.06.2013 в МЭИ по специальности «Энергетические системы и комплексы», а также доклад на НТС РАО «ЕЭС России» «Сравнительная оценка газопоршневых, паротурбинных и паропоршневых электростанций». Эти материалы содержат более полную информацию, чем упомянутые статьи. В том же сайте размещены пресс-релиз КТТМ и другие материалы по профессиональному воспитанию молодежи и решению кадровых проблем аэрокосмической промышленности.

В перспективе в СКБ ККМТ могут разрабатываться беспилотные летательные аппараты с ППД и бортовая энергетика летательных аппаратов. Так в научной части дипломного проекта Шкарупы С.О показано, что использование вторичных ресурсов на борту разгонного блока приводит к экономии его конечной массы на 60 кг и ещё, возможно, несколько десятков килограмм за счет перехода бортовой сети с постоянного тока 27V на переменный в сотни вольт. Положительный отзыв начальника отдела РКК «Энергия» имеется. Сейчас эта тема разрабатывается по программе У.М.Н.И.К. упомянутым ранее студентом ККМТ Солодовниковым М.А.

Руководитель объединенной В.С. Дубинин
научной группы
«Промтеплоэнергетика», с.н.с. МАИ,
Председатель КТТМ, председатель
Экспертного совета по отбору проектов
клуба «Первые»
научный руководитель СКБ ККМТ.

В.С. Дубинин